Что такое аутизм? Сигналы опасности в раннем возрасте

«Почему он никогда не смотрит на меня с любовью и нежностью? Почему он смеётся, когда я плачу? Почему, когда он плачет, а мне хочется успокоить его и обнять, он противиться этому? Почему он кружится и верещит, когда слышит работающий пылесос? Почему он не играет, как другие дети, а часами может раскладывать в ряд цветные карандаши?» Это и множество других вопросов задают себе родители, у которых в семье воспитывается ребёнок с проблемами в общении. В современном мире под аутизмом понимают такое нарушение развития, при котором у ребёнка неправильно формируются механизмы приспособления к окружающей среде, в большей степени, к социальной.

Диагноз «аутизм» ставится детям, имеющим следующие нарушения:

— нарушения социального взаимодействия (не демонстрируют желания делать что-то вместе, если и взаимодействуют, то только исходя из собственных интересов; не понимают правил поведения; безразличны к окружающим и т.д.);

-трудности, связанные с социальной коммуникацией (плохо владеют мимикой и жестами, избегают взгляда в глаза, или смотрят «сквозь» собеседника, не используют речь как функцию для общения и т.д.);

— поведенческие нарушения в виде стереотипий, ритуалов (не играют в сюжетные игры, предпочитают манипулировать предметами и игрушками; не терпят новизны; могут подолгу заниматься одним и тем же; могут иметь «фотографическую» память, но без понимания заученного; не способны смотреть на вещи с точки зрения других людей; жёстко придерживаются правил, которые приняли, и не понимают исключений; почти не способны предугадывать будущие события или воспроизводить или использовать прошлый опыт без подсказок; настойчивы в следовании определённым ритуалам: например, постоянно складывают предметы в стопки, выстраивают в линию).

Кроме этого:

— многие дети имеют повышенную чувствительность к различным звукам, цветам, текстурам и запахам, что может вызывать у них невыносимый дискомфорт;

— у многих наблюдаются страхи и фобии, связанные с повседневной жизнью, например, определённой рекламой, картинками, песнями;

— трудности со сном: если у ребёнка вырабатывается определённый режим, его очень трудно изменить (многие маленькие дети не спят днём);

— дети могут быть чувствительными к определённым структурам пищи, не пробуют новые блюда;

— сильно отстают в развитии навыков самостоятельности и самообслуживания;

— навыки мелкой моторики не сформированы в соответствии с возрастной нормой;

— дети плохо ориентируются в пространстве;

— «застревают» на мелких деталях и не видят целого. Например, заостряют внимание на пятне грязи посреди игры «Догонялки»;

— некоторые дети не чувствуют опасности, что делает их очень беззащитными.

Диагноз «аутизм» ставится при наличии трудностей во всех трёх областях. Аутизм по-разному воздействует на детей, страдающих им. В связи с этим для описания данного состояния часто используется термин «Расстройство аутистического спектра» (РАС).

Диагноз «аутизм» не отражает умственную сторону развития. Он описывает то, насколько у ребёнка проявляется аутичное поведение. Например, ребёнок с высоким уровнем умственного развития может демонстрировать крайне аутичное поведение, тогда как ребёнок с более низким уровнем умственного развития – лишь лёгкие формы аутичного поведения, и наоборот.

РАС – это пожизненные нарушения развития нервной системы, возникающие на самых ранних этапах онтогенеза.

Родители часто рассказывают, что известие о том, что их ребёнок является аутичным, было самым тяжёлым событием в их жизни… Но это горе вызвано отнюдь не аутизмом ребёнка как таковым. Это горе, страдания – из-за потери ребёнка, которого надеялись и ожидали получить родители. Длительная концентрация внимания на аутизме как на источнике страданий разрушительна и для родителей, и для ребёнка и препятствует развитию между ними приемлемых для обеих сторон настоящих отношений. А ведь аутичный ребёнок тоже нуждается в поддержке и заботе взрослых, и он может создать с этими людьми очень тесные эмоциональные отношения, если ему будет дана такая возможность. Аутизм – это способ существования. Невозможно избавить человека от аутизма. Поэтому, когда родители говорят: «Я хочу, чтобы у моего ребёнка не было аутизма», на самом деле они говорят: «Я хочу, чтобы этого моего аутичного ребёнка не было, а вместо него у меня был другой (не аутичный) ребёнок». Аутизм не является неприступной стеной. Аутичные дети общаются по-другому. Родителям нужно будет переводить свои мысли и проверять, понятны ли их переводы ребёнку. Нужно позволять ребёнку научить родителей азам своего детского языка и хоть немного поделиться с ними своими представлениями о мире. Да, это требует больше усилий, чем общение с не аутичными детьми, но это можно сделать.

Обращаясь к родителям, воспитывающих детей с РАС, хочется сказать: «Посмотрите на своего ребёнка ещё раз и скажите себе: «Так случилось, что этот инопланетный ребёнок попал в мою жизнь, — поэтому теперь я буду и хочу за это отвечать. Ему нужен кто-нибудь, кто о нём позаботиться, кто будет его учить, понимать, защищать».

Сигналы опасности в раннем возрасте:

Присутствие следующих признаков указывает на то, что ребёнок находиться в группе риска и его необходимо обследовать, чтобы удостовериться в том, что он развивается нормально.

— не принимает на руках матери удобной позы: чересчур напряжён или, наоборот, расслаблен;

— отсутствует «комплекс оживления»;

— не улыбается, не проявляет тёплых и радостных чувств в возрасте 6 месяцев и более; не повторяет за взрослым звуки, не улыбается в ответ на улыбку, не проявляет эмоции посредством мимики в возрасте от 9 месяцев;

— может отсутствовать «страх чужого» в возрасте 8 месяцев и позднее, ребёнок ровно расположен ко всем;

— отсутствует детский лепет (повторяющиеся слоги) в возрасте 12 месяцев;

— отсутствуют привычные жесты, такие как показ на предмет указательным пальцем, вытягивание руки, чтобы дотянуться или помахать на прощанье, в возрасте 12 месяцев;

— не знает никаких слов в возрасте 16 месяцев, отсутствуют осмысленные фразы из 2-х слов и более (без подражания и повторения) в возрасте 24 месяца;

— не реагирует на обращение по имени в возрасте 10 месяцев;

— вдруг утрачивается речь (лепет) или другие социальные навыки в любом возрасте;

— не фиксирует взгляд на лице, не смотрит в глаза;

— не играет в игры (например, «Ладушки»;

— странно реагирует на изменение громкости, яркости;

— при умении сидеть и ходить появляются монотонные движения: раскачивание, вращение ручек;

— может проявлять полное безразличие к окружающим, в том числе к родителям.

Актуальность данной проблемы обусловлена высокой частотой встречаемости и большим процентом инвалидизации.

Далеко не каждый ребёнок, у которого возникают трудности в общении и адаптации, является ребёнком с РАС. Но чем раньше будут замечены отклонения в развитии ребёнка и чем быстрее начнётся коррекционная работа с ним, тем более успешно ребёнок с РАС сможет адаптироваться в жизни.

Врач-психиатр-нарколог (детский)Казакевич Ю.К.

Размещено в Статьи.