АУТИЗМ

Дефицит информации порождает много мифов, что приводит к предубеждениям и ложному представлению о людях с аутизмом. Именно для того, чтобы развеять подобные мифы, Генассамблея ООН в 2007 году приняла резолюцию, объявившую 2 апреля Всемирным днем распространения информации об аутизме. День был установлен для того, чтобы подчеркнуть важность помощи аутистам, для повышения уровня и качества их жизни.

Термин «аутизм» (от греческого «autos») был введен швейцарским психиатром Э.Блейлером в 1920г. Он понимал под аутизмом отгороженность от мира, уход в себя. 

Аутизм – это нарушение психического развития, которое проявляется аномальным функционированием в сферах: социального взаимодействия, общения, ограниченного, повторяющегося поведения.

Современные классификации рассматривают аутизм как общее «первазивное» (всеохватывающее) нарушение развития. Это означает, что при аутизме страдает не какая-то одна функция, а психика в целом.

Согласно данным ВОЗ на конец 2014 года распространенность РАС в мире составила 63 случая на 10000. Причем за поселение 10 лет распространенность аутистических расстройств возросла в 10 раз

По данным ВОЗ один ребенок из 160 страдает РАС. То есть частота встречаемости РАС выше, чем изолированная глухота и слепота, синдром Дауна. Расстройства аутистического спектра – быстро распространяющиеся заболевание во всех странах мира в последнее десятилетие.

«Портрет ребенка с аутизмом»

  • Не отзывается, когда его зовут по имени
  • Избегает прямого зрительного контакта или словно «смотрит сквозь»
  • Не следует указаниям взрослых, не выполняет просьбы, инструкции
  • Мало использует мимику, речь и жесты, даже когда что-то нужно
  • Не умеет общаться с другими людьми, устает от прямых попыток других людей пообщаться с ними, предпочитает быть предоставленным самому себе
  • Не улыбается другим, отсутствие эмоциональной реакции при общении с другими людьми
  •  Проявляет безразличие к окружающим, в том числе к родителям.
  • С трудом принимает перемены (новые маршруты, изменение режима дня, новую одежду, еду)
  • Слишком чувствителен к происходящему вокруг – громким звукам, прикосновениям, запахам
  • Ограниченное, повторяющееся и стереотипное поведение
  • Нарушения в ролевых и социально – имитационных играх
  • Привязанность к необычным, чаще жестким предметам, интерес к нефункциональным элементам предметов
  • Отсутствие интереса к другим детям, коллективным играм
  • Отставание в развитии навыков самостоятельности и самообслуживания;

Помощь детям с аутизмом

 В настоящее время нет научно доказанных сведений о этиологии аутизма, значит нет специфического лекарства, исцеляющего от данного расстройства. Однако если вовремя оказать специализированную помощь, основанную на сотрудничестве семьи со специалистами, можно достичь значительных положительных результатов. Коррекционная работа детей с аутизмом в обязательном порядке носит комплексный характер. Для ребенка с РАС необходим индивидуальный подход  по подбору, как лекарственных, так и психолого – педагогических стратегий. Чем раньше начинается такая работа, тем в большей степени можно рассчитывать на пластичность нервной системы и психики как важнейшего фактора компенсаторных процессов. Кроме того, многие признаки РАС формируются в течение достаточно длительного периода (несколько лет), и, благодаря этому, ранее вмешательство может способствовать смягчению проявления многих симптомов этого нарушения развития.

Родители, чьим детям поставлен диагноз аутизм, должны понимать, что это не является приговором. Правильный уход, создание и обеспечение благоприятной обстановки в семье и регулярные занятия со специалистами помогаю такому  пациенту вырасти полноценным человеком, получить образование и создать семью.

Врач-психиатр-нарколог (детский)                                              Н.С. Вечёрко

Размещено в Без рубрики.